Лауреат международных конкурсов аккордеонистов Италии ("Премия Стефано Биззарри" - 1996, 2000, 2001 г. г.), Франции ("Гран При"- 1994 г.) и России ("Кубок Севера"- 1994 г.), преподаватель кафедры народных инструментов КБУКИ СКГИИ Роман Мамаев ("Газета Юга" №40, 1996) дебютировал в роли композитора.
Его рапсодия "Горец" уже вошла в изданный итальянцами инструментальный альбом с выступлениями музыкантов-победителей международного конкурса 2000 года. Теперь Роман вплотную занимается подготовкой к выпуску собственного диска в КБР: "Идея возникла еще в 1998. Подумал, что неплохо было бы записать альбом инструментальной музыки, включающий композиции различные по стилю, форме, содержанию и этнической принадлежности. Сразу же решил, что его обязательными составляющими должны стать вариации на известные адыгские мелодии "Кафа", "Удж", "Исламей" и "Лезгинка". Тем более что в многовековой истории адыгов инструментальное творчество играет важнейшую роль, при этом и по сей день оставаясь наименее осмысленным и исследованным пластом. Готовясь к очередному международному конкурсу, объединил и обработал несколько национальных мелодий. Получилась рапсодия, которую сыграл на конкурсе в Италии в свободной программе. Признание, которое получил мой первый композиционный опыт, вдохновило, поскольку мне не только присудили первое место и спецпремию "За лучшую интерпретацию на клавишном инструменте", но и предложили издать мое произведение в Италии. От этого предложения я отказался. На тот момент для меня было вполне досточно сыграть вместе с лучшими музыкантами мира. Да и не очень понравились условия сотрудничества. И главное, очень хотелось, чтобы диск вышел именно на родине. На вопрос, почему до сих пор не уезжаю, мне приходится отвечать на каждом шагу. Просто не вижу в этом смысла. Здесь у меня сложился приятный круг общения. А специфика деятельности не требует постоянного пребывания в столице или за границей. Выезжаю туда по мере необходимости. Ведь мы, музыканты, как спортсмены-олимпийцы годами работаем для того, чтобы один раз показаться на высоком уровне. Так какая разница, где ты творишь, - в Москве или в Нальчике?
Все, что нужно, у меня есть. Разумеется, зарплата не соответствует мировым стандартам, но это, по-моему, не столь важно. В конце концов, деньги редко помогают человеку стать лучше".
С мнением о том, что в нашей республике деятелям культуры как нигде трудно добиться поддержки, Роман не согласен: "Положение культуры одинаково по всей России. И потом, лично мне жаловаться на невнимание со стороны республики не приходится. Взять хотя бы аккордеон, на котором я сегодня играю. Это очень дорогой инструмент ручной работы фирмы "Armando Bugari", в изготовлении которого использованы новейшие технологии. Долгое время я не мог позволить себе обзавестись собственным инструментом, даже обычным. До 4 курса училища занимался по ночам на аккордеоне, который одалживал у однокурсницы. А в 1997 году я обратился к Валерию Кокову с просьбой оказать финансовую поддержку в приобретении инструмента.
Распоряжением кабинета министров мне как победителю росийских и международных музыкальных конкурсов выделили солидную сумму на приобретение того самого инструмента, на котором я играю.
Сразу после окончания стажировки в консерватории им.Рахманинова в Ростове-на-Дону Фонд культуры КБР предложил мне репетиционную базу в своем здании. Для музыканта, в исполнительском графике которого репетиции занимают как минимум шесть часов в день, это очень важный момент. Помимо этого Фонд помогает решать организационные вопросы, связанные с моей деятельностью. Так что у меня есть все основания верить, что и проект мой будет на родине поддержан. Я уже обсуждал идею выпуска диска с министром культуры Юрием Тхагазитовым. Он заверил, что поможет и внесет необходимые расходы в проект бюджета. Соответствующий проект распоряжения правительства КБР уже в июне 2001 года был направлен в приемную президента. Я не сомневаюсь, что у меня все получится. Ведь для того, чтобы добиться цели, нужно просто работать".
В настоящее время Роман Мамаев уже записал рабочую версию рапсодии. Теперь налаживает контакты с местными и иногородними музыкантами, которых планирует привлечь к работе над проектом.
Оксана Щербакова
http://www.gazetayuga.ru
|